<<  К оглавлению

Усыновление

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, ратифицированной нашим государством, “государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории.

Усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится, согласно ст. 165 СК РФ; в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель.

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста, материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну.

В соответствии со ст. 165 СК РФ должны быть также соблюдены требования ст. 124-126, 129-132, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

Согласно п. 3 ст. 124 СК, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным5 передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

При усыновлении ребенка приоритет в соответствии с Конвенцией ООН всегда за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России.

Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами допускается только, в случае, если не представилось возможным, несмотря на принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью).

При этом дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в соответствии со ст. 124 был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. “Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей”.

Учет ведется органами исполнительной власти субъектов федерации, и в масштабах Российской Федерации Министерством просвещения РФ.

Приведем пример из судебной практики, касающейся последствий несоблюдения этого порядка.

В отношении усыновления применяется утвержденное Правительством РФ 15 сентября 1995 г. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам. Учреждение, производящее усыновление ребенка — иностранного гражданина, должно в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165).

В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители сами вправе представить в суд документы, подтверждающие содержание соответствующих норм права государства, гражданином которого они являются.

Если такие документы заявителем не представлены, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом. Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения экспертов — специалистов в области иностранного права.

При неустановлении, несмотря на предпринятые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновлении нормы российского закона, т.е. соответствующие положения СК РФ.

Наряду с этими документами, свидетельствующими о содержании норм иностранного права, иностранный усыновитель должен представить в российский суд целый ряд иных документов.

Их перечень определен ст. 2632 ГПК РСФСР, введенной в 1996 году.

К заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключение компетентного органа страны гражданства усыновителя об условиях его жизни,, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику и другие сведения, а также о возможности быть усыновителем; документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации.

Усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином. России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого, ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России (п. 3 ст. 165 СК РФ).

Посредническая деятельность негосударственных организаций и частных лиц по содействию в усыновлении детей не допускается, за исключением организаций иностранных государств, уполномоченных соответствующими органами этих государств и аккредитованных федеральным органом исполнительной власти, занимающимся вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

Порядок аккредитации определяется Правительством РФ.

В 1995 году были установлены определенные гарантии обеспечения интересов ребенка в случаях усыновления.

Ребенок, являющийся гражданином России, может быть усыновлен иностранным гражданином в случае, если по законодательству принимающего государства он будет признан в качестве законного члена семьи усыновителя и пользоваться равными с другими членами его семьи правами.

А также при условии, что законодательство принимающего государства гарантирует этому ребенку предоставление прав в не меньшем объеме, чем законодательство РФ.

Усыновитель должен представить документы, свидетельствующие о его праве на усыновление, в соответствии с законодательством государства, гражданином, которого он является.

Еще в 1993 году в КоБС РСФСР были внесены изменения и дополнения, направленные на ограничение случав усыновления российских детей иностранными гражданами.

Это было вызвано следующими обстоятельствами: если осенью 1991 г. иностранными гражданами было усыновлено лишь несколько российских детей, то на 1 ноября 1992 г. эта цифра уже выросла до 600 детей; кроме того, при усыновлении в РФ зачастую нарушаются положения Конвенции ООН о правах ребенка, преследуется коммерческая выгода, фальсифицируются диагнозы болезней.

Однако и в последующие годы отмечались тенденции расширения в силу ряда причин именно так называемого международного усыновления (только в 1997 году число усыновлений иностранными гражданами увеличилось на 77%).

При решении вопроса об усыновлении органы опеки и попечительства должны учитывать этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. была создана Межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, а постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. были утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания. Был
определен порядок передачи детей, являющихся российскими гражданами, на усыновление гражданам РФ,
постоянно проживающим, за пределами России, иностранным гражданам или лицам без гражданства.

В этих Правилах предусмотрено, что такое усыновление допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающим в России, либо на усыновление родственникам детей, независимо
от их гражданства и местожительства.

Усыновление производится судом по месту жительства или нахождения ребенка.

Иностранные граждане должны получить предварительное разрешение на усыновление соответствующим органом исполнительной власти (в том числе и заключение компетентного органа своего государства, об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка).

В 2000 г. были также утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Согласно Минской конвенции, так же как и по российскому законодательству, усыновление и его отмена регулируются законодательством страны, гражданином которой является усыновитель.

При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо, кроме того, получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка.

В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого является обязательным условием усыновления.

Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разных стран — участниц Конвенции, в отношении условий усыновления применяется законодательство и той и другой страны.

Органом, правомочным производить усыновление и его отмену, является компетентный орган страны гражданства усыновителя.

Если супруги-усыновители имеют общее гражданство, вопросы усыновления рассматриваются в стране, в которой они имели последнее совместное место жительства или место пребывания.

Согласно договорам о правовом статусе граждан, постоянно проживающих на территории другой страны, заключенным Россией с Казахстаном (1995 г.), Туркменистаном (1995 г.) исходным является не гражданство усыновителя, а его постоянное место жительства.

Статья 165 СК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не содержит норм, предоставляющих возможность усыновления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях РФ.

Это связано с изменением порядка усыновления детей: согласно ст. 125 СК РФ, усыновление должно производиться судом по правилам, предусмотренным ГПК.

Однако до введения судебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за Границей, могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления осуществлено и в консульских учреждениях России.

Согласно консульским конвенциям, заключенным нашей страной с некоторыми государствами (например, с Болгарией), консул имеет право оформлять усыновление в соответствии с законодательством представляемого государства и договором о правовой помощи.

По другим конвенциям (например, с Австрией) предусмотрено, что консулы имеют право производить усыновление, когда усыновитель и усыновляемый являются гражданами государства, назначившего консула.

Действительность такого акта усыновления, совершенного в стране пребывания консула, будет определяться исключительно законами этой страны. Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. Россия подписала в 2000 году.

<<  К оглавлению